08.11.2011 КОЕ-ЧТО О ДЕТСКОМ ВОСПИТАНИИ

Полезные рекомендации для тех, кто пока только вырабатывает для себя стратегию воспитания малыша в семье.

Первоисточник статьи находится тут.

Все взрослые не один раз сталкивались с капризами и упрямством детей. Капризы могут проявляться по-разному: иногда ребёнок выражает своё недовольство всем на свете – он всё время хнычет и ноет, а сам и не знает, чего он хочет. Или же отвечает вспышками гнева, когда взрослые запрещают ему что-нибудь. Причиной такого «неправильного» поведения чаще всего становятся ошибки воспитания, которые, впрочем, никогда не поздно исправлять. Родителям нужно проявить терпение, не раздражаться, не выходить из себя, и уж ни в коем случае не наказывать малыша физически. Важно показать ребёнку, что все «страшные» крики и сцены вас нисколько не пугают, и не уступать его капризам. Лучше всего в такой момент оставить ребёнка одного до тех пор, пока не пройдёт этот «громкий» период. При этом совсем не обязательно до конца проявлять суровость в обращении с ребёнком. После окончания «бурной» сцены малыш часто хочет помириться, и в такой момент для ребёнка нет ничего важнее доброжелательного, ласкового отношения. Подойдите к нему, вытрите слёзы, поправьте одежду, отвлеките его интересным рассказом, и малыш окончательно успокоится. 

Хорошо зная основы детской психологии, применяя различные методы воспитания, нужно не забывать, что значение всего этого сведётся к нулю, если вы своим собственным поведением не будете подтверждать то, что требуете от ребёнка. 

Если мы учим ребёнка, быть честным, вежливым, добрым, а сами неискренни, и злословим по адресу знакомых, то естественно, пример нашего собственного поведения будет оказывать на него гораздо больше влияния, чем все поучения и наставления. Ребёнок очень наблюдателен: как и что вы делаете, как относитесь к другим людям, о чем говорите, во что одеваетесь, он замечает все ваши привычки и пытается всему этому подражать. Причём в первую очередь малыш усваивает то, что в поведении родителей выступает для него наиболее ярко и эмоционально. Дети видят каждый ваш шаг. Поэтому очень важно стараться перед ними быть такими, какими вы сами хотели бы их видеть. Если в поведении ребёнка вы заметили что-то плохое, оглянитесь в первую очередь на себя, нет ли у вас подобных недостатков. 

Влияние поведения родителей на воспитание детей тем сильнее, чем больше авторитет родителей. Но любая непоследовательность взрослого в обращении с ребёнком подрывает этот авторитет. Если малышу один раз говорят одно, а в другой раз - другое, или с одним ребёнком в семье обращаются так, а с другим иначе, всё это очень сильно задевает в ребёнке чувство справедливости. 

Существует много воспитательных средств, которые можно использовать, когда ребёнок упрямится и отказывается выполнять ваши требования. Конечно, нетрудно добиться послушания, если пообещать малышу, купить игрушку или не дай бог отшлёпать его. Но ребёнку гораздо интереснее выполнять ваши поручения, если он выполняет их в игре. Например, ребёнку, который медленно и долго ест или не хочет умываться и одеваться, можно предложить кушать «наперегонки», или показать своей любимой кукле, как надо хорошо умываться. 

С другой стороны, важно, чтобы ребёнок понял, что те требования, которые вы к нему предъявляете, это не ваш произвол и что их выполнение необходимо для его же собственной пользы. Не ленитесь лишний раз терпеливо объяснить, почему нельзя делать одно и нельзя делать другое. Можно попробовать применять наказания, которые являются как бы естественным следствие плохого поступка ребёнка. Очень важно, чтобы родители, наказывая своего малыша, учитывали его индивидуальные особенности, так как в зависимости от них меняется характер наказаний и поощрений. 

Наказание, как и похвала – это сильное воспитательное средство и им нельзя злоупотреблять. И так же как хвалить ребёнка нужно так, чтобы не развивать излишнее самомнение, следует помнить, что частые выговоры и наказания вызывают равнодушие к ним или чувство неуверенности в себе. Если малышу все время говорят, что он злой, жадный, непослушный, то он постепенно привыкает к этой оценке и не старается исправиться. Наоборот, если взрослые верят в доброту, честность и другие хорошие качества ребёнка, он старается оправдать это доверие. 

Лучшее правило: предъявлять ребёнку больше требовательности и вместе с тем оказывать ему как можно больше уважения и доверия, ожидать хорошего поступка, как будто плохой совершенно невозможен.